Чек-лист проверки бизнес процесса BPMN (на примере ELMA BPM)

Цель чек-листа проверки бизнес процесса BPMN – схема и бизнес-процесс должны быть понятны пользователям:

  • они видят схему в приложении
  • они будут звонить в техническую поддержку и ссылаться на то что видят
  • нам поддерживать и развивать такое решение

Чем понятнее будет схема для обычных людей тем –

  • проще будет работать пользователям
  • проще будет разрабатывать коллегам
  • меньше инструкций придется писать аналитикам

Я подготовил базовый набор принципов которые нужно соблюдать — у вас могут быть свои

Хотите дополнить или задать вопрос? — пишите в комментарии

Чек лист проверки бизнес процесса BPMN

  • Шаблон наименования процесса заполнен (у пользователя наименование не запрашивается, *elma)
  • Зоны ответственности названы в соответствии с бизнес ролями, должностей (*elma) как исполнителей в зоне ответственности не указано
  • Схема нарисована слева направо (или сверху вниз)
  • Стартовое событие подписано
  • Скрипт называется как законченное действие и содержит описание
  • Наименование задачи — призыв к действию
  • Описание задачи содержит инструкцию
  • Во вкладках в форме задачи нет полей для заполнения (кроме первой)
  • Поля для заполнения – расположены сверху вниз, в порядке заполнения
  • В описании переходов из задачи – написан ожидаемый результат
  • Исключающий или Шлюз имеющий более одного выхода(перехода) подписан как вопрос, а переходы из шлюза как ответы на вопрос
  • Конечные события подписаны – какой результат получен на выходе

*elma — помечены то что касается ELMA BPM и может не касается вашей системы Чек-лист проверки бизнес процесса BPMN — следствие из следующих правил, с которыми связаны пункты чек-листа и понять пользу соблюдения правил.

Правила настройки бизнес-процесса ELMA BPM

Наименование экземпляра процесса

  1. Укажите шаблон наименования экземпляра
  2. Снимите галку «запросить имя процесса»

— Теперь пользователю не придется выдумывать наименование экземпляра и это ускорит работу

Зоны ответственности

  1. Укажите название роли которое относится к бизнесу
    • слова «инициатор», «пользователь» — не подходят, а «Клиентский менеджер» – понятно где его искать
  2. Должность/ группа – указывайте группу пользователей,
    • Должность устареет после очередного обновления оргструктуры
    • ИТ администратору легче добавить должность в группу в веб интерфейсе, нежели в бизнес процессе

Схема

Схему рисуйте слева направо, в крайнем случае сверху вниз – мы привыкли читать слева направо.

Элементы BPMN

Стартовый элемент (зеленый круг)

  1. Подпишите как событие — «Запущено создание проекта»
    • «Событие 1» – не несет смысловой нагрузки

Скрипт (элемент)

  1. Наименование – пишите законченное действие.
    1. Например: «Проверили совпадения филиалов», «Сохранили новый филиал»
  2. Описание – кратко опишите — что выполняет скрипт потому что:
    1. оно попадет в документацию
    2. описание  видят пользователи, будет странно если к нам придет запрос «у меня горит красным Скрипт 1»

Задача

  1. Наименование – пишите призыв к действию (желательно по шаблону)
    1. вместо «Добавление филиала» — «Введите данные филиала ООО Ромашка»
  2. Описание – опишите краткую инструкцию пользователя (счастливый путь), (желательно по шаблону )
    1. Например: Введите 1,2,3. Нажмите готово. вот ссылка на пользовательскую инструкцию

Форма задачи:
  1. Вкладки
    • используйте исключительно для служебной информации ( пользователь будет недоволен если обязательное поле «в третьей вкладке в правом углу» — а ELMA BPM вкладки не открывает с проблемными полями)
  2. Поля для заполнения
    • расположите сверху вниз в порядке их заполнения (исключение — если данные связаны (например ФИО))
    • заполните описание, если это поле содержит аббревиатуру, или специфику заказчика — пользователи и коллеги скажут спасибо
    • * составляйте легко читаемую форму,
    • * сложные формы лучше разбить на отдельные задачи (этапы)
  3. Переходы из задачи (кнопки)
    • в описание пишите результат – то что пользователь получит после нажатия кнопки
    • * (Готово — Сохранить данные и вернуться в контрагента)

Шлюзы (* исключающий ИЛИ шлюз )

  1. В поле наименование пишите вопрос
    • — «Клиент является ИП» или «Какую сумму должен клиент?»
  2. Переходы из шлюза
    • в наименование пишите варианты ответа на вопрос шлюза
      • — «Какую сумму должен клиент?» — «менее 1000», «до 10 000», «до 1 000 000»

Конечный элемент (красный круг)

  1. В название пишите результат выполнения бизнес процесса
    • (Например: «Проект создан», «Создание проекта отменено» , «Клиенту отказано»)
  2. Не объединяйте переходы в один выход с разными результатами (схема будет нечитаема)

* для объединения переходов — используйте исключающий ИЛИ шлюз (согласно нотации BPMN), а не промежуточный элемент (пустой круг)

и бонус — документация к процессу «заказ пиццы» полученная автоматически из ELMA

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

%d такие блоггеры, как:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: